Эльфы
Эльфы являются одной из самых известных рас, упоминаемой в легендах ещё с самой глубокой древности, и многие отмечают у них наличие особого, так сказать «эльфийского типа красоты», кажущегося необычайно привлекательным для большинства людей и представителей других рас. Они высоки ростом, всегда стройны, статны и гибки, и отличаются великолепной пластикой движений и грацией, широкоплечи (в пределах разумного) и узкобёдры (иными словами, легкоатлетического телосложения), и выглядят, может быть, в некоторых случаях излишне утончёнными и изящными, однако по силе могут соперничать даже с самыми сильными людьми (с теми самыми, которые так и напрашиваются на определение «гора мускулов» и застревают плечами в дверном проёме), а уж по быстроте и ловкости эльфам вообще трудно найти себе равных среди людского племени. Непременным признаком эльфа являются утончённые, правильные и гармоничные, и даже как будто точёные черты лица, на котором никогда не растут ни усы, ни борода, а также удлинённые и заостренные кверху уши (но не оттопыренные): такое строение ушных раковин, в сочетании с особой конструкцией внутренней части уха, наделяет эльфов необыкновенно острым и тонким слухом, позволяя им явственно различить то богатство звуков, которое является недоступным для человеческого уха. Если кто-то говорит: «эльфы могут услышать, даже как растёт трава» – можно быть уверенным, что это не преувеличение. Ясные и как будто лучащиеся звездным светом глаза эльфов несколько крупнее, чем у людей (но не до такой степени, как в аниме), обычно – миндалевидной формы, слегка приподнятые к вискам, а их зрачки обладают способностью изменять свой размер ещё в большем диапазоне, чем у человека, благодаря чему эльфы имеют необычайно острое зрение, позволяющее видеть всё в несколько раз чётче и дальше, чем люди, а также не испытывать трудностей с ночным зрением, видя при свете звёзд также хорошо, как и днём, и хорошо различая даже самые мельчайшие из деталей. Только при полном отсутствии света, в тёмных подземелиях, эльфы испытывают трудности с освещённостью – однако это может быть связано с непривычной обстановкой, в которой они вообще чувствуют себя неуютно, не так, как в лесах.
Эльфы редко нуждаются во сне – обычно они не спят, а грезят, впадая при этом в особое медитативное состояние, подобное трансу, и в переводе с языка эльфов называющееся мечтательностью – и, как правило, четырёх часов такого отдыха на лоне природы, под сенью звёзд, эльфу оказывается достаточно, чтобы полностью восстановиться – как и восьмичасового сна людям. Поэтому эльфов иначе называют «Звёздным народом», и благодаря этой особенности пошло поверие, будто эльфы спят с открытыми глазами и способны в один миг проснуться при малейшем странном шорохе или запахе.
Чтобы входить в транс для отдыха, эльфу необходимо находиться в лесу, или, по крайней мере, почувствовать себя частью природы – и потому они не особо долюбливают человеческие города и предпочитают находиться подальше от них, если только пребывание в них не обусловлено особой необходимостью. Сохранившиеся в людской истории предания об эльфийских посольствах, приехавших по приглашению в столицу с целью переговоров, содержат такие сведенья, что эльфийские послы, нимало не прельщаясь предложенными им роскошными (по человеческим меркам) условиями проживания, требовали для себя лишь беспрепятственного выхода за город с целью восстановления сил (с ума сошли? открыть им городские ворота? в три часа ночи? здесь наверняка какая-то засада), однако после длительного упрашивания и указания на традиции (и с той, и с другой стороны) согласились остановиться прямо в королевском дворце. (Наверно, соблазнившись поистине королевскими размерами дворцового сада, который был тогда намного больше, чем сейчас. Это предположение кажется тем более вероятным, что, по словам дворцовых горничных, постели в их комнатах были не смяты, поэтому в своих постелях они не спали – зато окна в комнатах, все, как одно, оказались открытыми. А что? Имеет право благородный эльф, на ночь глядя, прогуляться по саду, или нет?)
Эльфы не подвержены ни старению, ни многим людским заболеваниям, а умирают только от несчастных случаев, от смертельных ран, полученных ими в ходе сражений, в тех войнах, которые им приходилось вести с расами, стоящими на стороне Тьмы – и если бы эльфы больше берегли себя и не участвовали в сражениях, тогда, возможно, они смогли бы жить практически вечно. Также эльф (это чаще бывает у Светлых эльфов, у Лесных почти не встречается) может тихо «уйти» из жизни – как последствие глубокой скорби из-за потери кого-то из близких, чаще всего детей и/или возлюбленной/возлюбленного. Однако у большинства перенесших такую потерю всё равно остаётся ради кого жить – и потому случаи «ухода» в обществе эльфов наблюдаются редко, не больше двух-трёх случаев за поколение/в тысячелетие. И когда впоследствии находят такого «ушедшего» (у них считается хорошим тоном оставить записку, предупреждающую о своих намерениях), то со стороны кажется, что «ушедший» не умер, а всё равно что уснул – только слишком глубоким сном. И только отсутствие дыхания, пульса и сердцебиения выдаёт, что это не просто сон, а нечто более глубокое или серьёзное, откуда обычно не возвращаются. Никогда...
Хотя надежда вернуть «ушедшего» всё же остаётся – ведь их тела (как вскоре выяснилось после первого такого случая) совершенно не подвергаются разложению, в отличие от останков эльфов, погибших на войне или в ходе несчастного случая. Можно считать, что тела предохраняет от разложения какая-то магия – если закрыть глаза на тот факт, что, кроме обычного магического фона, теоретически действующего и на «ушедших», и на другие тела (так что он не может быть причиной защиты от разложения), никакой магии вокруг тел «ушедших» до сих пор обнаружить не удалось.
Тела «ушедших» помещают в специальные усыпальницы, построенные при домах у каждого рода, любой здесь может попрощаться с «ушедшим», отдавая последний долг его памяти – пусть даже узнает об этом случае спустя несколько веков после того, как это произошло.
Продолжительность жизни эльфов столь высока, что не поддаётся измерению (известно только, что она исчисляется тысячелетиями), процесс взросления у этой долгоживущей расы так же протекает не настолько быстро, как у людей. Приблизительно до трёх-пятилетнего возраста взросление детей обеих рас идёт параллельно, затем (когда дети в совершенстве освоят науку читать, ходить и говорить и окажутся способны к большей или меньшей степени самообслуживания на бытовом уровне) развитие маленького эльфа замедляется, составляя сначала год в два года, затем срок этот растягивается ещё более... так что, в итоге, когда человек доживает до глубокой старости, эльф ещё только-только вступает в счастливую пору своего совершеннолетия.
Более замедленное по сравнению с людьми развитие вовсе не означает бо'льшую тупость эльфов и их худшую способность к обучению, чем у людей. Если сравнить объём информации, который усваивает за годы взросления эльф (знание всех видов и разновидностей растений и животных в лесу, а также их характерных особенностей на уровне практикующего учёного ботаника и зоолога, знание всех важнейших аспектов многотысячелетней истории эльфийских народов (и этих аспектов насчитывается немало) а также очень многих, так сказать, «факультативных», необязательных нюансов, представляющих интерес только для того или иного рода, знание литературы, музыки, живописи и стихосложения, причём не только теоретическое – каждый уважающий себя эльф должен освоить, по крайней мере, один музыкальный инструмент, уметь запечатлевать на бумаге, холсте или других подходящих материалах быстротечную красоту бытия (да здравствуют прекрасные эльфийские гобелены), с ходу слагать баллады на любую заданную тему, а также знать наизусть те из них, что вошли в классику. Плюс умение изготовлять красивые вещи, украшающие собой жизнь эльфов. Плюс физическая подготовка – занимающие не последнее место в распорядке дня упражнения в фехтовании и стрельбе из лука, до тех пор, пока не будет признано, что умения молодого дарования в области владения оружием не посрамят честь эльфийского народа. Не говоря уже об обучении той науке, большой или малый талант к той или иной области которой имеется почти у каждого эльфа – речь идёт об обучении магии), причём обучение ведётся не так, как обычно принято у человека, не «из-под палки», а как бы играючи, с увлечением, не забывая ни о прогулках по красивым природным местам, которых в месте жительства эльфов имеется превеликое множество, ни о веселье, смехе, музыке, танцах, хороводах и весёлых играх на свежем воздухе – которые являются неотъемлемым признаком жизни и культуры эльфийской расы.
Эльфы могут ходить по траве, совсем не приминая её, по болоту, не утопая в него и почти не замочив ног, а также по глубокому снегу, нисколько в него не проваливаясь – хотя неглубокие следы на его поверхности всё-таки остаются, до тех пор, пока снова их не припорошит снежком. А их зоркие глаза способны различить следы какого-либо другого существа всего лишь по двум-трём примятым травинкам – и на основании этого довольно точно описать физические габариты этого существа. В лесу они могут передвигаться практически бесшумно, так что расслышать их может только другой эльф – и то только с близкого расстояния – в несколько шагов (однако зверолюди, оборотни и перевёртышы могут почувствовать присутствие эльфа и на более отдалённом расстоянии – по его запаху).
Традиционное оружие эльфа – это лук. Благодаря своему острому зрению (и другим физическим параметрам) эльфы являются прирождёнными лучниками, о них говорят, будто они способны в безлунную ночь, когда единственным источником света являются только звёзды, попасть стрелой в комариный глаз – когда расстояние между комаром и эльфом составляет около километра. Возможно, эльфа не затруднило бы и более отдалённое расстояние – однако отправить стрелу более чем в километровый полёт не в силах даже знаменитые эльфийские луки.
Кроме лука эльфы также мастерски владеют холодным оружием, элегантным, быстрым и лёгким, стремительным в своей убийственной красоте, словно молния. Эльфийская рапира или шпага, один или два лёгких меча, сабли или кинжала из лёгкого, однако прочного, гибкого и упругого серебристого металла (ох уж эти знаменитые таинственные эльфийские сплавы – вечно они будят воображение), выкованных с использованием волшебства или зачарованных после изготовления, реже – заказанных или купленных у гномов, – вот традиционное вооружение эльфа. Также среди оружия эльфов можно повстречать копья и метательные кинжалы или дротики, эльфы с пацифистским складом характера умеют великолепно за себя постоять с помощью посохов; не очень любимы двуручники из-за их большой громоздкости и габаритности (тем более что двуручные мечи бывают либо тяжёлыми и неуклюжими, если приобретать их на стороне, либо на один двуручник уходит такое количество драгоценного эльфийского металла, из которого можно было бы изготовить несколько шпаг или рапир чуть меньшей длины), и презираются арбалеты из-за длительности их перезарядки (вполне возможно, что эльфы вообще не любят слишком переусложнённые искусственные механические устройства – в их понятии это всё равно, что вместо своих ног разгуливать на протезах) – в отличие от тех же дроу, для которых время перезарядки, в лучшем случае, играет второстепенную роль – раз уж всё равно не удалось попасть в свою жертву с первого выстрела (потому что шанса на второй не представится).
Из брони эльфы предпочитают лёгкие кожаные доспехи, не затрудняющие и не сковывающие движения, не мешающие уклоняться и легко уходить от ударов, используя характерные для своей расы быстроту и ловкость, а также лёгкие и прочные кольчуги своего производства, возможно, тоже зачарованные, как и оружие. Знаменитые мифрильные кольчуги гномов также могут использоваться эльфами, однако большим спросом они не пользуются – возможно, из-за того, что будучи более прочными, нежели эльфийские, они несколько тяжелее и сильнее затрудняют движения, чем аналогичные кольчуги эльфов. Полуэльфы не настолько придирчивы в выборе защитного снаряжения, поэтому мифрильные кольчуги, среди всех эльфов, чаще всего можно встретить у них.
Речь эльфов певуча и мелодична, язык их сложный, с большим словарным запасом, изобилующий многими потаёнными смыслами, когда значение выражения ощутимо меняется, стоит только чуть изменить в длинной фразе склонение одного из слов, заменить его несколько более архаичным, или же, наоборот, более современным синонимом, чуть-чуть изменить произношение – и эльфы являются непревзойдёнными игроками в слова и смыслы, мастерами глубокого каламбурения, контекста и подтекста. Хотя, общаясь с другими народами, они редко к этому прибегают – какой смысл надрываться, если никто не оценит. Иное дело, если переговоры ведут два эльфа – и тогда они непрестанно прибегают к сложным витиеватым фразам, предназначаемым, чтобы одновременно, в одной и той же фразе, вести как беседу о деле с союзником, так и остроумно охарактеризовывать подмеченные достоинства и недостатки этого конкретного союзника и всей его расы в целом, перед своим напарником-эльфом, отвечающим ему в том же стиле. Зачастую это превращается в своего рода соревнование между эльфами, проигравшем в котором оказывается тот, кто первый выдаст ответ по-простому.
Эльфийские имена длинные, но лёгкие в произношении, красивые и музыкальные, как и сама речь эльфов, и часто отвечают какой-либо заметной черте в облике или характере своего обладателя, реже – в биографии, когда эльф совершает какой-либо значительно прославляющий его поступок. Поскольку со временем число заслуживающих быть отмеченными черт и поступков увеличивается, имя эльфа имеет тенденцию удлиняться с возрастом. Различают:
а) детское имя, дающееся эльфу при рождении, когда характер его ещё не сформировался, а внешность не очевидна, и обычно характеризующее не сколько его самого, столько ожидания его родителей в его отношении; в качестве детского имени допускается использовать какое-нибудь ласковое слово. После достижения совершеннолетия это имя обычно не употребляется или употребляется только в кругу семьи, главным образом только родителями, наставниками и иногда старшими братьями или сестрами; никто из чужих не имеет права называть эльфа его детским именем, если только тот сам не назвал его ему в знак доверия. Назвать эльфа его детским именем, не имея на это права, почитается как серьёзное оскорбление, и эльфы сами, во избежание чего-либо плохого, предпочитают не называть никому постороннему известные им детские имена, будь то их сын или дочь, или же сын или дочь их друзей и знакомых, ученик или товарищ по детским играм;
б) имя, выбранное самим эльфом по достижении совершеннолетия (или даже раньше, когда ему надоест чувствовать себя ребёнком) и говорящее об особенностях его личности;
в) все последующие имена, полученные эльфом за проявленные качества, достоинства и заслуги; и
г) родовое имя-фамилия, указывающее на принадлежность к определённому эльфийскому роду.
Отношения с другими расами в целом дружелюбные, но отстранённые, за исключением некоторых рас, с которыми эльфы находятся во вражде, такими как дроу, орки и т.д.). Из союзников самые напряжённые отношения с гномами, по причине взаимного недопонимания и различия в системах ценностей: для гномов на первом месте находится труд, переделывание окружающей среды в соответствии со своими нуждами и достижение совершенства в мастерстве этой переделки, для эльфов – культивирование чувства прекрасного и жизнь в гармонии со своей средой обитания, преобразование её ведётся медленно и деликатно, не «насилуя» Природу, а в соответствии с её же потребностями – и существа, имеющие столь долгий срок жизни, как эльфы, могут себе такое позволить. Более того, даже в процессе преобразования эльфы ухитряются организовать его так, чтобы избегать многих «неаппетитных» моментов: грязный тяжёлый физический труд – это не для них, они знают много обходных путей, пусть и несколько более длительных, нежели прямая лобовая атака предмета своей деятельности, но зато позволяющих добиваться не худших, а временами даже ещё более лучших результатов. С другой стороны, заслужить уважение гномов можно, только занимаясь каждодневным тяжёлым физическим трудом, упорно преодолевая сопротивление и материала, и собственного нежелания или неумения работать, и результаты эльфов кажутся им достигнутыми хитроумно организованными магическими фокусами, а не заслуживающими уважения мастерством и умениями. Эльфам же гномы кажутся несколько ограниченными, знакомыми только с одним путём добиваться желаемого, и потому они несколько свысока поглядывают на «коротышек», снисходительно и с пренебрежением, пусть даже, благодаря их манерам, лишь изредка проскальзывающем в их словах и поступках. У людей короткий век и короткая память, человек бы забыл или проглядел это, обласканный последующими любезными словами. Однако гномы обидчивы и злопамятны, им и одного раза выказанного пренебрежения на сотни лет хороших манер бывает достаточно, чтобы убедить себя в том, будто эльфы считают их ниже себя не только в плане физического роста.
Эльфы считают себя настолько совершенными, а своё совершенство настолько само собой разумеющимся, что не спешат демонстрировать его по требованию первого встречного. Если эльф, находясь около людского поселения, заметит какого-либо тренирующегося неумелого лучника, то он даже не подумает вызвать его на состязание. Соревноваться в стрельбе с существом, едва только научившемся лук в руках держать – это ниже его достоинства, заниматься такой ерундой эльфу банально влом, и ни один эльф не унизит себя подобным образом. Другое дело, если встречный человек проявит себя таким образом, что окажется достойным этого состязания, проучить «робин гуда» обещает быть для эльфа интересной игрой, и он навряд ли откажет себе в этом удовольствии, разве только если у него будет какое-нибудь срочное и неотложное дело, которое нельзя будет отодвинуть на чуть более позднее время даже ради совсем короткой игры.
Двумя основными подрасами эльфийского народа являются Светлые или Высшие эльфы и Лесные эльфы, причём Лесные эльфы являются младшей подрасой по отношению к Высшим.